Коляда — Божич — Бог зимнего солнца, он начинает Коло Сварожье, новый
астрономический год. Божич — проявление силы рождения и прорастания,
которая есть в каждом зерне и каждом деле. Терпеливо ожидая и призывая
эту силу, православные направляют развитие событий своей жизни к лучшему
на Правильный и Славный путь, на котором, благодаря честной работе над
собой, мы получаем вечность. Ведь Божич — это проявление возрождения и
бытия вечного, которое снова и снова просыпается. Прославляя молодого
Божича, славяне утверждают торжество Света и вечное верховенство Прави,
победу добра над злом.

Многие,
даже из слышавших колядки, не знают, что обозначает слово "Коляда".
Коляда - уменьшительно-ласкательное от "коло", солнце- мальчик младенец.
Это божество возникло из праздника зимнего солнцеворота, из
поэтического представления о рождении молодого солнца, то есть солнца
будущего года. Это древнее представление о ежегодном младенце не умерло
по сей день - оно перенесено на понятие "новый год" (на открытках и в
новогоднем оформлении празднеств художники не случайно изображают новый
год в виде мальчика, летящего в космос). В конце декабря (месяц студень)
начинается поворот солнца на весну. Коляду ("коло" - колесо, круг -
солярный знак солнца) представляли прекрасным младенцем, пленённым
Зимою, которая превращает его в волчонка (кстати, синоним волка - лютый;
также и самый суровый месяц зимы февраль - лютый). Только тогда, когда
будет снята с него волчья шкура и сожжена на огне (весеннее тепло),
тогда Коляда явится во всем блеске своей красоты. Коляда празднуется
около двух недель, в зимние святки: с 25 декабря (сочевник, позже
"сочельник") по 6 января (Велесов день). Это время совпадает с сильными
морозами (корень "мор" - связан со смертью), вьюгами (сравним: Вий) и
самыми неистовыми гульбищами нечистых (в христианском представлении)
духов и «злых» служительниц древнего культа ведьм, которые, якобы,
скрадывают месяц и звезды. Вспомним, как раньше писалось слово мороз. Мы
до сих пор произносим «марос», хоть и пишем уже по другому. Марос. Мара
рос. Ледяная влага: всё заволакивается морозной заволокой и кажется
мёртвым. Не потому ли до сих пор слово «мороз» произносится и поныне на
древнеславянском языке? Однако, зимние святки - самый веселый разгул
славянских празднеств. Солнце наряжается и едет "в малеваному возочку на
вороному ковечку" в тёплые страны (к весне и лету). В эти дни юноши и
девушки "наряжались в хари" или в "лярвы и страшила", ряженые ходили по
дворам, пели колядки - песни, прославляющие Коляду, дающего всем блага.
Прославляли также благополучие дома и семьи (желали всего, "что хозяину
нравно"), где колядовщики весело требовали гостинцев и подарков (вернее,
отдарков за колядование), шутливо предрекая разорение скупым. Сами
подарки - обрядовое печенье: баранки, коровки, козульки, пироги и
караваи - символы плодородия. Каравай, например, символизирует тучность
коровы (старославянское "кравы").

Святой вечер. Богатая кутья
Вечер
в канун Рождества называют Сочельником, Богатой кутьей, Вилией. Как
только на небосклоне появляется первая звезда (или первая заря), точнее,
звезда Велеса, (та самая, которую иудеи позднее использовали в своих
авраамистических религиях), всей семьей садятся за стол, который зовут
богатым, потому что на нем должно быть двенадцать разнообразных блюд, -
символ двенадцати созвездий (месяцев) — каждому приходится “свое”
кушанье: кутья, борщ, вареники, рыба, грибы, голубцы, гречаники,
пряники-вергунцы, капуста, мясо, яблоки и груши, узвар. Отсюда и
название Богатая кутья или Богатый Сочельник.

В
эту ночь в дом к каждому приходят три желанных гостя: первый гость —
Красно Солнышко (Божич), второй гость — Ясен Месяц (Хорс), третий гость —
дрибни Зореньки. Они символизируют Хозяина, Хозяйку и их Деток
(Сварога, Ладу и Сварожичей), которыми в этот день выступают родители и
дети каждой семьи Руси.
Нужно, чтобы от дома к дому ходили колядники,
пели заговоры древние и желали всевозможных благ каждому жилищу, потому
что каждый дом славянина — то Святилище Рода, в котором родовой огонь
горит, каждый год вместе с Божичем возрождаясь, силой и славой Рода
Всевышнего прибывая.

На столе обязательно должна быть кутья — это основная обрядовая еда,
которую до сих пор используют для тризны (поминок). Ее готовят из
пшеничных или ячменных зерен. К сваренному зерну добавляют солод.
Кутья — символ Дыва (Дива, непроявленного бытия, беспорядка, из которого
должен быть рожден Новый Мир?). Кутья обрядово вносится в дом хозяйкой в
новой макитре, с новым вышитым рушником (или ее маленьким сыном в
больших рукавицах): — Кутью на Покутье, узвар — на базар, а пироги — на
торги.
Горшок с кутьей ставят на покутье в гнездо, которое
делают из самого душистого сена. Горшок прикрывают хлебом и щепоткой
соли. После праздников часть сена отдают скоту, а остальное держат для
гнезд, где должны нестись куры или высиживаться цыплята. За святвечерний
стол первым, как и положено, садится хозяин, а за ним другие члены
семьи. Во время праздничного ужина пытаются не выходить из-за стола,
разговаривают тихо. Встав, отец семейства предлагает помянуть предков и
пригласить их на Сочельник.
Именно в это время все предки приходят в
дом, поэтому для них освобождают места на лавах, кроватях, стульчиках,
ставят на ночь кушанья и ложки. Вслед за хозяином все произносят
молитву, обращенную к тем, кто заблудился в лесу, утонул в море или не
вернулся из дальнего пути или войны. Хозяин называет имена покойников,
приговаривая:
“Кто умер, тот в Нави, а кто жив, тот с нами. Пусть им легко ведется, а нам легко живется!”
Следующую молитву произносят всем ныне живущим членам семьи. Им желают
здоровья и счастья, вместе и в согласии дождаться следующего Рождества.
После этого хозяин берет свечу и тарелку с кутьей и, поклонившись
четырем углам, передает кушанье жене. Каждый из собравшихся должен
съесть по три ложки кутьи. После ужина дети должны отнести обрядовую еду
своим божаткам, дедам-прадедам. Детям к кутье добавляют еще и калачи,
иногда конфеты.
Дети, войдя в дом, говорят: “Добрый вечер! Мама и папа прислали вам хлеб, соль и ужин”.
Одаренные пробуют кутью, хвалят ее, берут часть других гостинцев,
благодарят за принесенный ужин. В свою очередь они одаривают детей
орехами, яблоками, конфетами, деньгами и др. В рождественские праздники
обязательным символом является Дидух (сноп-рай), который изготовляют из
обжинкового снопа. Дидух (Дид-Дуб-Сноп?) торжественно вносили в горницу и
ставили на бабу — охапку соломы, которой застилают пол.

Считается, что добрые души предков должны оберегать посевы и урожай от
всевозможных бед: наводнения, града, бури, огня и тому подобного.
Поскольку на время рождения Солнца, то есть на Рождество, духи пращуров с
наступлением сумерек селятся в помещениях, то в их честь и ставят на
почетное место (покутье) перед началом колядования Дидух (Дид?) – сноп
ржи, возле которого обязательно должны быть кутья и узвар, которые
являются поминальными блюдами. В канун Щедрой кутьи (с 31 декабря на 1
января) Дидух (Дид-Дуб?) выносят из дома. В некоторых славянских родах
его сжигают, в других — обмолачивают и семена смешивают с теми, которым
засевают дома на Новый год или держат до Благовесника и смешивают с
посевным зерном.
Обрядовые украшения
Для того чтобы с миром в
согласии жить, предки часто использовали различные обереги, которые
притягивали или отводили соответствующие силы. Из крупных ржаных стеблей
нарезают разных размеров соломинки. Просовывая через полость нить,
делают из них разнообразные кубики, пирамидки. За основу берут
наибольшую фигурку. К ней приобщают по бокам фигурки поменьше (иногда
внутри центральной фигурки находилось несколько маленьких ромбов или
квадратиков). Боковые стебли обматывают разноцветной бумагой или
бусинками.




В канун Рождества такие паукообразные конструкции подвешивают к
центральному сволоку или на выходе напротив дверей. Они держатся на
длинном волосе из лошадиного хвоста (или на нитке) и постоянно вертятся,
будто живые, благодаря циркуляции воздуха. Эти игрушки названы
“пауками” из-за того, что они похожи на этих насекомых и на паутину,
которую они выплетают, они олицетворяют трудолюбие и Всевышнего Бога,
который “выплел” мир. Кроме этого, известно поверье: если рядом с вами
спустился паук, то это должно предвещать какую-то новость.
Рядом с
такими “пауками” есть еще и “ежики”. Их делают из теста или глины. В
вылепленную форму густо втыкают небольшие колосья, потом все это сушат
на дымоходе. Между двойными рамами окон кладут разнообразные украшения.
Их делают из стеблей соломы разных оттенков, цветной бумаги, продевают
через них нить и подвешивают между стеклом.
Богатая кутья
Способ приготовления:
1 кг очищенных пшеничных зерен,
0,5 стакана меда,
0,5 стакана сахара,
1 стакан измельченных ядер грецкого ореха или фундука,
1 стакан изюма или других сушеных ягод.
По желанию можно добавить немного кураги, чернослива, груши из компота.
Крупу тщательно промыть, всыпать в кастрюлю или горшочек, залить
холодной водой, покрыв пшеницу на два пальца, и поставить на огонь.
После закипания переставить горшок с пшеницей в печь или духовку на
среднюю температуру. Готовить примерно час.
Пока каша преет,
растереть запаренный заранее мак, истолочь орехи, промыть и просушить
изюм. Готовую кутью выложить в глубокую миску или глиняную макитру,
добавить мак, орехи изюм, влить разведенный кипяченой водой мед, все
перемешать.
Украсить черносливом, грушами.

Рождество Божича
После Сочельника в полночь проводят ночное Православление (богослужбу),
приуроченное к Рождеству — рождению Солнца-Коляды. До восхода Солнца
выстраиваются колонны во главе со священнослужителями, за ними идут
витязи во главе с атаманами, за ними — люди. На определенном расстоянии
пылают факелы, которые держат юноши. Эта величественная колонна
торжественно, под пение славней Непобедимому Солнцу следует к святилищу
под открытым небом, которое стоит на холме, где заранее заготовлен
хворост для будущего костра. Прибывшие становятся лицом на восток,
образуя полумесяц, обрамляющий будущий костер. Зажигается Священный
Огонь. Первые лучи Солнца встречаются бодрым пением:
Слава, слава, слава!
Вседайному Богу,
Господу Богу —
Родному Дажбогу!
Когда Непобедимое Солнце поднимается полностью, волхвы читают молитвы в
честь Солнца-Коляды, вспоминают славные деяния славянского рода,
особенно подчеркивая те из них, которые свершились с помощью
Бога-Солнца. Участники праздничных торжеств становятся вокруг Священного
Огня и поют славнии. После этого начинается общий завтрак: каждый
участник священнодействия получает вареник с сыром в виде полумесяца.
Праздник заканчивается всенародным гулянием.
Во время обеда в
каждой семье разрезают свежеиспеченный каравай — символ Солнца — на
восемь частей, что символизирует восемь солнечных лучей. Вечером в тот
же день люди выходят провожать Непобедимое Солнце на Ночной отдых.
Действие протекает торжественно. Первыми вестниками рождения солнца
являются дети.
На рассвете мальчики идут к односельчанам (до этого
времени в домах и на хозяйстве еще остаются добрые духи-души)
приветствовать с праздником Рождества, говоря:
— С Рождеством будьте здоровы!
Им отвечают:
— И вас также поздравляем и здоровья желаем!
После ответа парень продолжает:
Со святым Рождеством поздравляю,
Всем здоровья желаю:
Хозяину на волы,
Хозяйке на квочки,
Парням-девчатам на гулянье,
Малым детям на забавляние,
Коляде-Богу на прославление!
Поразников ожидают с нетерпением, как добрых вестников, и щедро
благодарят яблоками, орехами, баранками, а чаще всего специально
выпеченными маленькими хлебцами “с душой”. Считается, чем больше
детей-полазников пожалует в дом, тем более щедрым будет новый год.
Колядуют утром только мальчики, а девочки участия не принимают,
поскольку на большие праздники первыми полазниками должны быть
представители мужского пола, которые, засевая, наполняют счастьем
дом-хозяйство.
Те, кто не пошел на встречу Солнца, после службы в
храме возвращаются домой и садятся завтракать, пока не взошло солнце.
Ведь по преданиям, добрые духи находятся в доме только до первых его
лучей. При этом хозяин освящает жилище свяченой водой, обкуривает
благоухающим зельем и зажигает свечу — прообраз Солнца. Помолясь, все
садятся на простеленные рушники; при этом надо “сдуть место”, чтобы не
покалечить добрых духов. После первой ложки кутьи хозяин поднимает кубок
и произносит:
— Будем здоровы со Святым Рождеством! Пусть
Всевышний милует нас и держит под своей опекой на каждом шагу, а всем
предкам пошли, Боже, царство небесное, Ирий в небесах!
Попотчевав, ложатся отдыхать. До обеда, как правило, никто не ходит в гости.

Рождественская трапеза на Руси
У славян существуют свои традиционные блюда и обычаи праздничной
трапезы. Перед Рождеством, как известно, христиане обязательно соблюдали
Филиппов пост. В течение недели, кроме среды и пятницы, разрешалось
есть рыбу. В сочельник вообще не ели до появления на небе первой звезды.
Отсюда и поговорка – «до первой звезды нельзя». Только потом можно было
разговляться, хотя блюда и не отличались особым разнообразием. Самым
главным праздничным кушаньем была кутья (славяне также считали это блюдо
поминальным) — каша, которая варилась из зерен пшеницы или из других
злаков (сегодня обычно используют рис). С появлением первой звезды,
возвещающей рождение Коляды, на стол подавалась «бедная кутья». А в
«богатую кутью», которую готовили уже к Новому году, добавляли мед или
сахар, изюм, орехи, а иногда — варенье.
На рождественский стол
обязательно ставили выпеченные из пшеничного теста фигурки домашних
животных и пастухов. Их помещали либо на окно, либо на стол, часто
посылали в подарок родным.
В некоторых русских губерниях
существовало поверье, что во время рождественской трапезы нельзя пить
воду. Объяснялся такой запрет по-разному. В Новгородской губернии
полагали, что если пить воду на Рождество, то потом часто будет хотеться
пить на сенокосе. А в Тамбовской губернии крестьяне были уверены, что
если соблюдать этот обычай, то человеку не захочется пить в ситуациях,
когда воды взять неоткуда, например в дороге или в поле.
Новогодние обычаи славян
Особое значение славяне придавали семейной ритуальной трапезе в канун
Нового года. В отличие от Рождества угощение было намного обильнее. На
стол подавалось множество мясных блюд: запеченный поросенок, вареная
свиная голова, студень. Вполне возможно, что это было связано с культом
Велеса. В северо-восточной Сербии, например, перед началом приготовления
новогодней трапезы хозяин дома разрубал на пороге свиную голову, чтобы и
в новом году счастье осталось в доме. Домашняя птица подавалась, но не
всегда: некоторых местах считали, что иначе «счастье улетит из дома».
Еще готовили «богатую кутью», которую заправляли жиром и толченым маком.
Блюд на столе должно было быть много — это предвещало изобилие в
следующем году.
К праздничной трапезе также обязательно выпекали
обрядовый новогодний хлеб. Это могли быть фигурки животных (чтобы скот
хорошо размножался), блины (чтобы скот был «гладким»), калачи, булочки
(чтобы был хороший урожай). Словаки обязательно делали чечевицу и мак,
ассоциирующиеся с деньгами и богатством. В Черногории пекли каравай, а
его верхнюю корочку отдавали скоту. В Болгарии и Македонии в хлеб
запекали монету и щепочки кизила (они означали «дом» и «скот»): в
зависимости от того, что кому попадалось, пытались определить судьбу
человека.
Есть в России и менее древние, но тоже ставшие
традиционными блюда. Правда, всего за сотню лет они порой менялись до
неузнаваемости, что не мешает им до сих пор украшать почти каждый
новогодний стол.

Гадание в сочельник
Купите
новую белую свечу. Поставьте ее в помещении, где нет сквозняков, и
подальше от окна. Зажгите ее в полночь и наблюдайте за пламенем в
течение 10-15 минут. Если пламя будет «тихим», значит, год пройдет также
тихо, без особенных проблем и неудач; если пламя будет ярким, но часто
станет «моргать», значит, в целом все будет хорошо, за исключением
мелких незначительных проблем; если пламя будет очень ярким и станет
сопровождаться отчетливыми потрескиваниями, значит, грядущий год пройдет
у вас в бурных делах, веселых компаниях со множеством забавных
приключений; если пламя будет гореть тускло — готовьтесь к скучной,
наполненной мелкой суетой жизни. Если же пламя будет отчетливо красным —
могут случится серьезные несчастья, если желтым — наоборот, будет много
радости, и самое плохое, если свеча станет сильно коптеть или вообще
погаснет без видимой причины.

Любопытно
и показательно, что на Купалу фактически празднуется одна ночь —
Купальская ночь, а на Рождество — 12 дней от Сочельника до Водокреса –
Щедрец – Турицы Зимние (6 января). Турицы – день, посвященный туру или
быку. Эти дни у русских называются Святками (Святые вечера и Страшные
вечера), у южных христиан (сербов, болгар, македонцев) — некрещеными или
погаными днями. Они исполнены родноверческих ритуалов и действий с
ряжением, ритуальным хождением по домам групп колядовщиков и ряженых, с
ритуальными весельями (бесчинствами, как их обзывают иудохристиане),
гаданиями и с целым рядом актов, знаменующих начало нового аграрного
года, поворот зимы на лето. Не менее ярко окрашены духом родных традиций
ритуальные акты, совершаемые в купальскую ночь: возжигание огней у воды
и прыганье (очищение) через них, бросание возложение венков в воду,
купание, совершение бесчинств и прочих злодеяний, как пишут экстремисты,
и общение с нечистой силой (предками), против которой принимается ряд
предохранительных мер. Как-то так пишут жиды.
Известны весенние
масленичные костры, которые зажигаются, чтобы греть покойников,
приглашение предков к сакральной трапезе в Сочельник или под Новый год,
обметание могил у великороссов на Троицу, не говоря уже о специальных
поминальных днях, которые в Белоруссии имеют название «деды». Память о
предках постоянно стараются обозвать общением с покойниками. По таким
словам как «смерть, покойники, бесчинства, язычество, бросание, прыганье
и пр.» всегда легко отличить экстремистские тексты, презирающие
традиции и обычаи коренного населения.
Ну а тем, кто помнит, кто они и
откуда, кто чтит свою Родину, её традиции и культурное наследие,
остается пожелать счастья, добра и процветания.
Статья составлена из текстов с сайтов:

Комментариев нет:
Отправить комментарий